22 мая, 2013

Моя пояснительная записка к диплому.

Моя пояснительная записка к диплому.
Вот то, что я очень хотела бы сказать (и непременно скажу, когда вспомню старую добрую скрытую иронию) на защите своего диплома.
История моего диплома печальна и трагична, как судьба детей Бодлеров, если кто читал цикл Лемони Сникета "33 несчастья" или хотя бы смотрел. А путь к моему диплому оказался до боли тернист и труден, причём, в отличие от добрых сказок, после его преодоления меня не ждала награда и счастливый конец. Возможно, я просто неудачница. Возможно, в училище завелись некие темные силы. Хотя я думаю, всё сразу, и нахожусь в крайнем недоумении, почему эти темные силы обратили свой гнев именно на меня.
Как вам известно, не бывают плохие темы, бывают плохие исполнители. И потому мне невероятно, с каким упорством некоторые люди не желают замечать темных сторон жизни и предпочитают видеть один лишь праздник. Всякие "хиханьки да хаханьки". И ладно бы сами не замечали, они, власть имущие, насильно заставляют окружающих отвернуться от второй стороны медали и не замечать, как будто её нет.
Ещё на третьем курсе я загорелась идеей написать на диплом сюжет из Средневековья - "Умирающая от чумы", как я хотела назвать картину. Я делала этот сюжет на композицию, и смею вас уверить, собиралась показать смерть не мерзостями, а антуражем и настроением. На моих эскизах не было дерьма на мостовой, как это на самом деле было в Средние века, не было горы изуродованных трупов, грязных и вшивых крестьян, а на умирающей девушке не было устрашающих язв и вздувшихся полостей, за которые чуму и прозвали бубонной. Нет.
Там была мрачная улица, казавшаяся темной из-за дыма. Дыма от погребальных костров, на которых сжигали умерших от страшной болезни, чтобы остановить инфекцию. У дома стояла безутешная семья больной девушки, которая, чистая, красивая и бледная, со струящимися длинными волосами, лежала на телеге. А над ней нависла зловещая фигура чумного доктора (ну, знаете, такие в черных плащах, шляпах и масках в виде птичьего клюва), который осматривал её, прикасаясь лишь концом специальной палки - чтобы не заразиться. Мрачная и страшная картина, вместе с тем эстетически не выглядевшая омерзительно, какой была Европа во власти Черной смерти.
Мне, конечно же, не позволили даже выдвинуть эту тему на диплом. Мы ведь видим сплошь хорошее, нам же что-нибудь веселенькое подавай.
Тогда я подумала, что, если уж я хочу драмы и печальной истории на диплом, нужно взять историю посовременнее и не такую страшную. Я сразу же подумала о недавно написанном мною коротком рассказе "Надежда", в котором речь идёт о совсем молодой девушке, умирающей от неизвестной болезни и прикованной этой же болезнью к инвалидному креслу. О девушке, которая пыталась из последних сил быть доброй и видеть во всём надежду, несмотря на то, что её окружает снег последней в её жизни зимы, и то, что весны она никогда не увидит.
Это мне делать тоже не позволили. Мотивировали это тем, что для того, чтобы показать драму, нужно обладать высоким мастерством, коего у меня, разумеется, нет. Что ж, слышать от некоего начальственного лица, совершенно не разбирающегося в искусстве, в этом заведении мне уже приходилось.
Тогда я ухватилась за последнюю тему, которую способна делать с удовольствием - за пейзаж. Что ж, я и впрямь загорелась этой темой. За 3 месяца я собрала столько материала, сколько не собирала за все пять лет на все композиции. Правда, я допустила катастрофическую ошибку в процессе выполнения эскизов. Я стала делать, что мне говорят. Слушаться. И эта ошибка стала роковой.
Потому что в четверг, 16 мая, после просмотра большого тонового картона, мне сообщили, что я буду делать натюрморт. Потому что я якобы не справляюсь с пейзажем.
Сказать, что я была шокирована, не сказать ничего. Есть вещи, которые я люблю рисовать и которые терпеть не могу. Я люблю рисовать пейзажи, и у меня они неплохо получаются. Я не люблю натюрморты, потому что они мертвые и требуют бесконечного нудного построения, особенно на большом формате. На них нет возможности разгуляться, изменить форму или цвет, поиграть с освещением. Это натюрморт, и его надо рисовать так, как он есть.
Я попыталась что-то исправить. Я очень старалась, написала ещё этюды, более яркие и интересные по состоянию. Конечно, не идеальные, но я ведь только учусь.
Но в понедельник это лицо, которое сломало весь мой путь, даже не пожелало оторвать зад от стула и посмотреть то, что я сделала за выходные. Не оставило мне никаких шансов. Угробило три месяца работы, и теперь, за месяц до защиты диплома (а то и меньше, раньше ведь надо сдавать) я должна была начинать с нуля.
Вы спросите, почему я рассказываю это, ведь в этой речи я должна защищать свой диплом и рассказывать его историю. А я и рассказываю. Историю диплома, который из сильного сюжета под чудовищным давлением неких лиц превратился в жалкий натюрморт. Я, увы, не могу защищать тему, которую не люблю. Которую мне дали без права на возражения, заменив сильную тему, пришедшуюся мне по душе.
В результате этого я получила сильнейший нервный срыв, тяжелую депрессию и нежелание жить. Дорогие мне люди сберегли меня от смерти. Иначе я разбила бы череп той, что испортила мою жизнь и превратила написание диплома в ад (хоть другим студентам бы доброе дело сделала), а потом убила бы себя, чтобы не сидеть в тюрьме за справедливое дело. И в предсмертной записке я написала бы всех тех, кто в этом виноват. Всех до одного.

Я это тут говорю не для того, чтобы вы меня пожалели. Я просто хочу дать вам несколько советов, чтобы вы избежали моей участи.
1. Никогда не проявляете заинтересованность в чем-либо. Как только это будет замечено, некие люди сделают всё, чтобы вас этого лишить.
2. Никогда не слушайтесь. Делайте так, как вам подсказывает сердце. Под чьим-либо неусыпным руководством ваша работа будет скверной, ибо, увы, вышестоящие люди имеют стереотипное мышление. Просто делайте, как хотите, и ставьте перед фактом, как меня поставили с темой моего диплома.
3. Если вы художник, не поступайте в СХУ им. Шадра. Ни при каких обстоятельствах. Вам никакое лечение потом не вернет те 4 года (или 5 лет в моём случае), не вернет вам здоровье и нервы, потраченные за эти годы.
Всем спасибо.
P.S. Вспомню ещё совет, исправлю это сообщение или напишу в комментарии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий